Дети и беременность 

Ребенку 5 месяцев

На пятом месяце ребенок удивит и порадует вас возросшей активностью. Сделает первую заявку на самостоятельность: только что вы уложили его на спину, а вот он сам повернулся на бок, затем на живот. И на животе уже лежит иначе — опирается не на предплечья, а только на ладошки, голову держит свободно, высоко. Эта поза становится любимой — так больше увидишь!

Интересно проследить за реакцией малыша на какой-то привлекающий его внимание предмет, игрушку. Сначала он очень серьезно разглядывает, потом, протягивая руку, сгибает пальчики, как бы примериваясь взять, причмокивает, точно пробуя на вкус, и, наконец, если это доступно берет. Любит, чтобы ему дали игрушку, потом забрали; вновь показали, что-то приговаривая, снова дали. Для такой игры «На! — Дай!» хороша погремушка с длинной ручкой, подойдет и просто расписная деревянная ложка — она яркая, легкая, удобная для захватывания.

Пора в манеж

Теперь игрушки можно не только подвешивать, но и класть в кроватку справа и слева. Ребенок нащупывает их, берет, роняет, снова берет. Хорошо, если игрушки или подходящие предметы будут разной формы, с разной поверхностью — мягкой и твердой, гладкой и шероховатой, ровной и ребристой. Одну можно взять, действуя рукой, как черпалкой, с другой приходиться повозиться, поработать пальчиками- развести их, сомкнуть, выпрямить. Новые тактильные ощущения, тонкие движения кисти обогащают опыт ребенка, стимулируют речевые центры мозга.

Ребенок все больше «разговаривает» сам с собой, радостно вскрикивает, если его что-нибудь удивило, певуче повторяет гласные звуки, причем вы можете уловить в его «вокале» новое переливчатое звукосочетание типа «аль-ле-агы-аы» — специалисты называют это появлением «свирели».

Настала пора часть бодрствования проводить в манеже. Это дает ребенку больше свободы движений, приучает его развлекаться самостоятельно, да и, хотя бы немного освобождает маму.

Манеж поставьте так, чтобы малыш получил точку обзора с четырех сторон. Он ведь маленький исследователь, ему чрезвычайно интересно разглядывать новую для него обстановку, видеть, что делается вокруг, следить за взрослыми, передвигающимися по комнате.

В манеж положите три-четыре игрушки на таком расстоянии, чтобы, потрудившись, он смог их достать.

Если манежа нет, на время превратите в него кроватку — выньте матрасик и положите вместо него деревянный щит, застеленный одеялом. Но кроватка очень скоро станет тесна для «гулянья», да и желательно, чтобы ребенок привыкал к предстоящему разделению: для игр — одно место, для сна — другое, тогда укладывание в кроватку будет для него сигналом: пора спать!

Можно использовать, как замену манежу, широкую и достаточно ровную тахту или кровать, но тут придется сидеть рядом — ребенок уже достаточно подвижен. Стоит вам отвернуться на минутку, как он окажется на полу. Особенно рискованно оставлять малыша на пеленальном столе: примерно с четвертого-пятого месяца падение с такого стола — самая частая травма у детей.

Прикорм: стратегия и тактика

С середины пятого месяца наступает новая эра в питании — начинается прикорм. Если соки, тертое яблоко, фруктовое пюре были и остаются полезными добавками к грудному молоку или смесям, то блюда прикорма должны будут постепенно вытеснять эти младенческие продукты, готовя ребенка к расставанию с материнской грудью или бутылочкой со смесью.

Но эта цель отдаленная, стратегическая. А сейчас прикорм необходим каждый день, как источник веществ, которых уже не хватает в грудном молоке. И прежде всего это — минеральные соли, ведь они усиленно расходуются для развития костной и мышечной систем, сердца, мозга.

Из двух возможных вариантов первого прикорма (каша или овощное пюре) специалисты после долгих дискуссий отдали предпочтение овощам. Правильно приготовленное пюре полноценно по составу, хорошо усваивается, благоприятно действует на пищеварение, не угрожает избытком углеводов, если, конечно, картофеля в нем не больше 40-50%. Пюре можно обогащать и варьировать, используя самые разные овощи — морковь, капусту белокочанную, цветную, кольраби, репу, кабачки, зеленый горошек, даже свеклу и шпинат.

Все овощи сразу, разумеется не готовят. Для начала можно взять, допустим картофель, морковь и капусту. Все это моют, чистят, принимая на всякий случай «противонитратные меры»: с картофеля снимают кожуру потолще, из моркови вынимают сердцевину, от кочана капусты не берут листов, прилегающих к кочерыжке, у свеклы срезают часть у корня. Варят овощи, нарезанными на мелкие кусочки, под крышкой. В кастрюльку кладут не все сразу: то, что разваривается дольше, например, морковь,- раньше, то, что быстрее,- позже, картофель в последнюю очередь. Готовые овощи протирают, пока они горячие, добавляя (тоже горячее) молоко. Пюре должно получиться негустое, пышное, без комочков.

На полную порцию требуется примерно 200 г овощей, 40-50 мл (две столовые ложки) молока; в готовое пюре добавляют 5 г (чайную ложку) растительного масла, оно для ребенка этого возраста важнее, чем сливочное.

Важный вопрос! Соленого вкуса ребенок еще не знал, он знакомится с ним впервые. И очень хочется, чтобы у него уже с этого времени начало формироваться нормальное вкусовое восприятие соленого и несоленого.

Без соли человеку не обойтись, она необходима и для регуляции водно-солевого обмена, и для выработки желудочного сока. Но избыток ее крайне вреден! Прежде всего потому, что способствует повышению артериального давления. Человек, воспринимающий в меру посоленное как несоленое, привыкший, даже еще не попробовав, тянуться к солонке — кандидат в гипертоники. Вы же не хотите, чтобы таким стал ваш ребенок? Тогда не солите на глазок!

Распространенная рекомендация в рецептуре детских блюд «соль — на кончике ножа» не подходит. Это все-таки относительно, ведь разные же бывают ножи, разное представление о количестве «на кончике». Специалисты, изучившие детскую диететику до тонкостей, советуют и точности ради, и из гигиенических соображений для детей до года соль использовать только в виде 25%-ного раствора, а сахар в виде сиропа.

Солевой раствор готовят так: растворите 25 г соли в 100 мл воды, прокипятите 10 минут на небольшом огне, долейте кипятком до первоначального объема, вновь вскипятите и процедите через два слоя марли. Такого раствора добавляют 3 мл — приблизительно половину чайной ложки.

Вводя новые блюда прикорма, вы тем самым делаете еще одно важное дело — формируете у ребенка новые вкусовые ощущения, закладываете пищевые привычки, которые будут иметь огромное значение для всей его последующей жизни и здоровья ваших внуков…

В круг полезных пищевых привычек входит и умение есть не спеша, со вкусом, с удовольствием.

Не начинайте кормить ребенка, когда он плачет, чем-то раздражен, недоволен. Сначала успокойте. Готовясь к еде, усаживая его к себе на колени, приговаривайте весело, ласково: «Сейчас будем есть, смотри, какое пюре вкусное!» Не беда, что он еще слов не понимает, зато великолепно реагирует на интонацию, улавливает мамино настроение. Для большего комфорта можно даже включать какую-нибудь негромкую музыку.

Наберите в ложку немного пюре, поднесите ко рту малыша, но не пытайтесь быстрее запихнуть его в этот маленький рот! Насилие при кормлении недопустимо. Слегка прикоснитесь краем ложки к верхней губе ребенка, побуждая его самого снять пюре губами.

Может быть, он сразу поймет, что требуется, и станет охотно есть. Но может сомкнуть губки, начать вертеть головой, отворачиваясь от ложки. Переждите минутку! А потом терпеливо, спокойно начните все сначала. Учтите: в отношении еды — маленькие дети страшные консерваторы. Их отпугивает не только новый вкус, но непривычный цвет или запах, настораживает даже новая чашка или мисочка. Может быть, неудобна ложка? Стандартная чайная ложка для такого ребенка еще великовата, нужна ложечка типа кофейной и по возможности более плоская.

Сейчас вам уже надо кормить ребенка не 6, а 5 раз в день с четырехчасовыми перерывами, то есть в 6, 10, 14, 18, 22 часа. Пюре лучше всего давать в 14 часов, сначала перед кормлением грудью или смесями и, как все новое, осторожно, понемножку — в первый день одну-две ложечки, потом постепенно больше и, дойдя на 7-10-й день до 150 г, кормить уже только одним пюре. В него можно добавить положенную порцию растертого желтка, запить пюре соком. Чем не обед?

Не тревожьтесь, если в стуле ребенка обнаружите кусочки непереваренных овощей. Это естественно, как и некоторое изменение цвета мочи — от свеклы, например она может стать красноватой.

Внимания требуют только возможные аллергические реакции, появление или усиление диатеза. Самые безобидные в этом отношении овощи — кабачки и капуста, самый частый аллерген — морковь. Некоторые дети плохо переносят картофель. Однако прежде чем от него отказаться, попробуйте уменьшить аллергизирующее действие: нарежьте сырой картофель ломтиками и опустите на несколько часов в холодную воду. При этом вымывается крахмал, а он и есть главный аллерген.

Сейчас в продаже появились привлекательные на вид импортные продукты детского питания, в том числе овощные пюре с протертым мясом. Хотя к ним приложена рекомендация (давать с четырех- и даже трехмесячного возраста), отечественные педиатры остаются при своем мнении: мясо ребенок может получать после полугода! До этого оно создает чрезмерную белковую нагрузку на организм. Исключение можно сделать только в особых случаях, если, допустим, у ребенка очень низкий гемоглобин. И решить это должен врач. В общем, каждому прикорму — свое время.

Да, именно так. Хотите видеть эффект массажа и гимнастики, занимайтесь ежедневно (кроме, разумеется тех случаев, когда ребенок нездоров). Комплекс сейчас немного усложняется, к приемам поглаживания добавляется более интенсивное растирание. Его проводят осторожно, бережно, так, чтобы ребенку это нравилось.

1. Начав, как и раньше, с поглаживания рук, затем 6-8 раз скрестите их на груди ребенка, попеременно накладывая одну на другую и разводя в стороны.
2. Живот уже можно тоже не только поглаживать круговыми движениями одной ладони по часовой стреле (8-10 раз), но и слегка растереть вдоль серединной линии обеими ладонями, движущимися в противоположном направлении (6-8 раз), затем — от поясничной области к середине, так, чтобы пальцы ваших рук соединялись над пупком, а потом снова погладить.
3. Ноги после поглаживания сначала разотрите мелкими движениями ладони от стопы к тазобедренному суставу, по наружной стороне голени и бедра, потом — спиралеобразными движениями большого и указательного пальцев обеих рук — по наружной и внутренней стороне голени и наружной стороне бедра, от стопы к паховой области.
4. Если даже поворот со спины на живот ребенок уже освоил, неплохо потренироваться, тем более, что сам он обычно предпочитает одну какую-то позицию, а сейчас с вашей помощью должен будет повернуться по 2-3 раза вправо и влево. Стимулом может стать мягкая игрушка.
5. Спину ( погладив, как и раньше) 4-6 раз разотрите обеми ладонями от шеи к ягодицам и обратно, по обеим сторонам позвоночника.
6. Повторите упражнение 9 из прошлого комплекса.
7. Положив ребенка на спину, ладонями обеих рук погладьте грудную клетку по ходу грудных мышц, в направлении к подмышечным впадинам.
8. Далее, взяв ребенка за локти и приподнимая, побуждайте его встать сначала на колени, а потом и на ноги ( 2-3 раза).
9. Помассируйте его стопы, поглаживая, растирая и слегка поколачивая их тыльной стороной среднего и указательного пальцев.
10. А в заключение — потанцуем! Взяв ребенка подмышки, дайте ему хорошо упереться стопами, и он сам начнет радостно сгибать и разгибать колени. Все занятие должно продолжаться 8-10 минут. Обязательно найдите в распорядке дня эти минутки!

Related posts