Дарвиновский принцип

Беклемишев предложил смотреть на эпителий как на функциональную структуру, назначение которой состоит в выполнении определенной роли, свойственной бластомерам и их производным, а именно в осуществлении морфогенеза. С этой точки зрения поляризованная эпителиальная структура представляет собой не что иное, как маневренное построение. Эпителий, — по словам Беклемишева, — легче проделывает все движения, ведущие к закладке органов, чем плотная паренхима. Беклемишев отдал предпочтение паренхимульной теории зародышевых листков И. И. Мечникова и рассматривал инвагинацию как упрощение развития. Эпителизация ранних стадий развития у ряда форм заменена, как отметил Беклемишев, другим физиологически равнозначным приспособлением. Эпителизация ранних стадии онтогенеза характерна для губок (Sycon, Oscarella) кишечнополостных (Anthozoa, Scyphosoa, Chaethognatha), плеченогих (Phoronis), иглокожих, кишечножаберных, ланцетника, позвоночных и отдельных животных из других групп. У большинства же животных со спиральным дроблением, а также у низших раков (Entomostraca), у нематод, оболочников и других форм выработалось иное маневренное приспособление — уменьшение числа зародышевых клеток (а не поляризация их расположения). В этом последнем случае достигается та же цель — облегчается перемещение и пространственное распределение зачатков, хотя внешне мы сталкиваемся с другой картиной. Близкие формы могут использовать разные типы маневрирования, примером чему служат оболочники и ланцетник. Итак, — резюмировал Беклемишев, — мы находим у разных животных правильное структурное расположение всех или большинства элементов либо на всех стадиях, как у Sagitta и ланцетника, либо только на последних, как у гидроида Clava, либо только на первых, как у губки Sycon, и на противоположном конце животного царства — у позвоночных, либо на ранних и поздних стадиях, между которыми вставлен период господства неполяризованной структуры, как, например, у медузы Oceania и пр., и, наконец, ни на одной стадии, как у другой губки.

Related posts